ФЭНДОМ

Kovalevskaja.jpg

Ковалевская Софья Васильевна (урождённая Корвин-Круковская) (1850—1891), математик. Править

Родилась 15 января 1850 г. в Москве в семье артиллерийского генерала. Когда Софье было шесть лет, отец вышел в отставку и поселился в родовом имении Палибино Витебской губернии.

Девочке для занятий наняли учителя. Единственный предмет, к которому будущий учёный на первых занятиях не проявила ни особого интереса, ни способностей, была арифметика. Однако постепенно у неё открылись серьёзные способности к математике.

В 1868 г. Софья Васильевна вышла замуж за В. О. Ковалевского, и новобрачные отправились за границу. В течение двух лет она слушала лекции по математике в Гейдельбергском университете (Германия).

В 1874 г. Гёттингенский университет после защиты диссертации присвоил ей докторскую степень.

В 1881 г. Ковалевская была избрана членом Московского математического общества. После смерти мужа она переселилась с дочерью в Стокгольм (1884 г.) и получила кафедру математики в Стокгольмском университете, с обязательством читать лекции первый год по-немецки, а со второго — по-шведски.

Ковалевская быстро овладела шведским языком и публиковала на нём свои математические работы.

В 1888 г. Парижская академия наук присудила ей премию за исследование вращения твёрдого тела около неподвижной точки.

В 1889 г. за два сочинения, стоящие в связи с предыдущей работой, Ковалевская получила премию Стокгольмской академии и стала членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

В апреле 1890 г. Софья Васильевна вернулась в Россию в надежде, что её изберут в члены академии на место умершего в 1889 г. математика В. Я. Буняковского и она приобретёт материальную независимость, которая позволила бы заниматься наукой на родине. Но когда Ковалевская пожелала как член-корреспондент присутствовать на учёных заседаниях, ей ответили, что участие в них женщин «не в обычаях Академии».

В сентябре она вновь уехала в Стокгольм.

Скончалась 10 февраля 1891 г. от паралича сердца.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики